Светящаяся велодорожка в Польше
В 2013 году Studio Roosegaarde — дизайн-бюро из Голландии — предложило своим соотечественникам концепцию интерактивной дороги, предполагающую использование особой разметки, встроенной в полотно. До переустройства голландских хайвеев дело, разумеется, не дошло, но два года назад в Эйндховене была построена интерактивная велодорожка, оснащенная светящимися знаками. Этот проект вдохновил польских коммунальщиков и ученых из Лидзбарк-Варминьски.
Интерактивная дорога — что это такое?
Впервые концепция умной дороги была предложена в рамках проекта Solar Roadways, разработанного американскими инженерами. Они предложили внедрить в дорожное полотно три дополнительных слоя:
- Токопроводящий контур, отводящий электроэнергию на обочину, к периферийным устройствам, например, зарядным станциям для электрокаров.
- Слой солнечных батарей, собирающих экологически чистую энергию.
- Слой LED-диодов, которые заменяют разметку и освещение.
С внешней стороны такую дорогу должен покрывать высокопрочный и светопроницаемый протектор. Именно эта деталь и стала причиной неудачи Solar Roadways — подобрать дешевое защитное полотно американцы так и не смогли. Поэтому голландцам из Studio Roosegaarde пришлось отказаться от солнечных батарей и принять новую концепцию — внедрение в дорожное полотно флуоресцирующей разметки, которая заряжается от солнца и светится всю ночь (без электричества).
Что сделали в Лидзбарк-Варминьски
Польские ученые приняли во внимание опыт голландцев и американцев, предложив городским службам свое видение интерактивной дороги. Исследовательский центр Лидзбарк-Варминьски сумел подобрать дешевый флуоресцирующий элемент, которым покрывалась бы вся велодорожка.
В качестве такого элемента поляки использовали фосфоресцирующий люминофор — он поглощал солнечный свет днем и начинал светиться в ночное время. Когда люминофор опробовали на практике, оказалось, что за 30-40 минут на прямом солнечном свете он поглощает огромный запас энергии, достаточный для 8-часового свечения в ночное время. Причем по заверениям ученых флуоресцирующие способности люминофора сохраняется в течение 20 лет. А в качестве защитного покрытия в этом случае подойдет обычный песок.
После завершения испытаний в Лидзбарк-Варминьски появилась первая в Польше светящаяся велодорожка, украсившая город.